Бумажная планета  Paper Planet 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Zirnbirnshtain, sem730915  
Легендарный KРАЗ-255Б от Renova Models
ZirnbirnshtainДата: Понедельник, 14.11.2016, 21:34 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 616
Репутация: 0
Статус:
Немного о картонном автомобилестроении. Постройка КРАЗ-255 Б из бумаги



Издательство Renova Models
Масштаб 1:25
Автор работы и статьи: Николай Бочкарев aka Nikolai

Источник http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=2247

Renova Models, KРАЗ-255 Б


Из ПДД для КРАЗа:
Подъезжая к перекрестку, посмотрите по сторонам,
если нет другого КРАЗа, продолжаете движение.
старинный советский анекдот)




Вообще-то я авиатор. Да простят меня за это небольшое признание мои коллеги-авиаторы. В детстве ходил в авиамодельный кружок, затем учился в авиационном университете и отслужил потом в ВВС. Все вокруг авиации. Но, когда "вернулся" к моделизму, начал собирать автомобили из бумаги, и ...полюбил это!
Выпущенная в бумаге модель КрАЗ-255Б (в масштабе 1:25) уже довольно давно будоражит модельную общественность, поэтому пройти мимо нее я не мог.
Модель, вообще говоря, уникальная в своем роде: ее "придумало" и выпустило в свет не солидное издательство, а один энтузиаст - Marcin Kudelski, который сконструировал модель в 3D редакторе, протестировал и выпустил на свои деньги, решив основать новое издательство Renova Model.
В общем, пройти мимо такой модели я не мог, хотя было сразу понятно что данная модель имеет высокую степень сложности!
Я думаю, эту статью о сборке будет интересно прочитать всем, как моим коллегам с форума картонщиков http://www.cardarmy.ru/forum , так и моделистам с DiSH-форума!

Но, хватит вступительных слов, поехали!

Рама



Строительство модели, как и настоящего грузовика начинается с рамы.
"Однако", сказал я, когда разместил на столе собранную конструкцию. 35 сантиметров в длину!
Клей ПВА, на водной основе тут не годится - раму начало сворачивать "восьмеркой".
Только двое суток под самодельным прессом из книг смогли ее выправить.
Еще во время сборки, в фоновом режиме возник вопрос: красить или не красить раму? Не смотря на кажущуюся нелепость этого вопроса и простой на него ответ для моделиста, собирающего их пластика, для картонщика этот вопрос является причиной ожесточенных споров последние несколько лет!
Дело в том, что изначально журналы (наборы) с моделями идут с раскрашенными развертками, так как видит модель автор или издательство. Некоторые издатели очень хорошо воспроизводят камуфляж и следы старения/грязи у техники, другие нет. Вообще говоря, можно собрать модель, не использовав ни грамма краски, однако, у бумаги и картона остаются бросающиеся в глаза белые торцы, которые нужно подкрашивать.
У меня к типографской раскраске моего КРАЗа сразу были претензии. Рама у него - серая (см. фото), кабина - непонятного блеклого зеленого цвета (у меня есть смутные сомнения, что он был взят пипеткой с фотографий [4]). Имитация старения не предусмотрена.
В общем, решил, что споры спорами, а раму я красить буду точно, начал красить и ...понял что получающийся результат меня не устраивает! Дело в том, что до этого я как-то обходился в покраске и ретуши моделей кисточкой. Деталь длиной 35 сантиметров покрасить ровно кисточкой оказалось для меня невозможным! При этом, потратил на раму полторы баночки краски!
По совету, купил краску в аэрозольном баллончике.
Аккуратно смыв мазки кисточкой, перекрасил раму из баллончика. Результат оказался намного лучше, краска ровно ложиться на поверхность, однако, нет никакой возможности контроля мощности распыла и перекрасив раму, с удивлением обнаружил, что баллончик почти пуст!
Вот так вот, практическими способами я пришел к выводу о необходимости использования аэрографа.
Ну а этот мой вывод сразу и однозначно ответил на вопрос стоит ли красить весь КРАЗ.
При сборке, проблем не возникло: сходимость деталей просто отличная, чувствуется цифровая разработка модели.
Весьма ощутимо дает о себе знать размер прототипа: одних только поперечин у КРАЗа 7 штук!
   

Колёса



Не успел я начать сборку, как стал получать вопросы о том как буду делать колеса. Я решил, как на экзаменах, лучше сразу начать решать сложный вопрос, поэтому решил пропустить сборку ходовой и двигателя и приступить за колеса.
Колеса в КРАЗе от Реновы - это его ВСЁ
7 страниц без малого!
Чтобы не быть голословном, просто приведу здесь рисунок из инструкции о том, как собирать колеса. А здесь их 7 штук!
На одно только вырезание "колечек" кругорезом ушло несколько дней!
В основном, для вырезания из бумаги, я использую нож OLFA AK-1, причем прогресс в освоении инструментом был примерно такой:
Простые ножницы -> Канцелярский нож -> Специальный нож.
Первое время, использование ножа вместо ножниц приводит к некоторому замедлению процесса, ведь кажется, ой, зачем тут ножиком по линейке, когда ножницами так просто, однако, потом, приобретя опыт, понимаешь, что ножом по металлической линейке получается намного быстрее и точнее.
Точность в современных картонных моделях крайне важна!
Доля миллиметра - и конструкция не сойдется!
Для вырезания кругов, существует специальный нож-кругорез OLFA CMP-1 (http://www.olfa.ru/08.htm) - им легко можно резать круги идеальной формы, диаметром от 10 до 150 мм
Таким образом и была сделана горка заготовок для будущих колес в рекордное время: 2 вечера!
   
Сборка колес в моделях из картона - дело непростое и трудно имитируемое. Резин-киты для 25-го масштаба отсутствуют как класс, а способ имитация рисунка протектора рисунком на самом колесе не отличается особой копийностью
Возьму для примера колесо от ЗИС-5 (см. на фото, моя модель ЗИС-5 участвовала на предыдущем Dishow)

Даже при аккуратной сборке, при ближайшем рассмотрении будет заметна угловатость картонных колес.
У КРАЗа, для имитации протектора предлагается несколько способов:
1) "Узорчатыми" полосками
2) Вырезать все косточки грунтозацепов и приклеить их на все 7 колес по порядку. Весьма интересный способ, учитывая, что
в каждом протекторе 22 полоски грунтозацепов,
в каждой полоске - 12 элементов
всего 7 протекторов,
------------------
Итого: 1848 элементов
3) Воспользоваться лазерной нарезкой деталей грунтозацепов.

Первый способ мне показался слишком некопийным, второй - слишком трудоемким, а по третьему, на момент сборки, не было ни одного предложения.
Поэтому я решил пойти другим способом.
Еще на одном из прошлых конкурсов я обратил внимание на сборку Града (см. Записки градостроителя, o "Уралax" от ICM), а вернее его колес.
Автору не понравились колеса, и он их сделал сам с нуля, собрав болванку колеса и отлив грунтозацепы.
Эта статья открыла мне глаза на многие вещи, и дала толчок для экспериментов. В статье не описывались детали отливки, поэтому вооружившись поиском, я погрузился в глубины Dish-форума и, набравшись теории, я приступил к практике.
Замечу, что метод этот непрост, и требует знаний в нескольких областях. С первого раза у меня, конечно, ничего не получилось, но, после недели экспериментов, нашел способ, вполне пригодный для моего случая.

Итак,
- собрал колесо и сделал на нем одну полоску грунтозацепов, которая будет служить мастер-деталью.
- в качестве материала для формы я остановился на ...пластилине. Доступен, можно быстро создать форму, также быстро ее переделать, оттиснув в ней мастер-деталь (напомню, таких деталей мне нужно отлить 22*7, поэтому задача быстрой реинкарнации формы важна), смазанную подсолнечным маслом, чтобы пластилин не прилипал:
   
Итого: изучение технологии и эксперименты: 2 недели.
Сумма: 60 рублей (~2$) на эпоксидку
Среднее время изготовления одного колеса: 1 вечер.
Это, я думаю, лучше чем возиться с вырезанием 2 тысяч косточек на колеса :-)!
Оставалось только поставить это дело на поток, что, оказалось тоже не совсем простой задачей, собрав первое колесо, я немного потерял к ним интерес, а так как колес всего 7, приходилось чуть ли заставлять себя их делать!
Но, глаза бояться а руки делают, после 3-го или 4-го колеса дело пошло: с вечера я заливал формы, утром, перед работой вынимал, вечером обрабатывал и заливал заготовки для другого колеса. Пошли усовершенствования технологического процесса: например, по совету, в готовую смолу я стал добавлять 646 растворитель. Смола после этого становилась жидкая, а после застывания сутки сохраняла пластичность, из-за чего ее можно было легко вырезать ножницами.
   




Будь честен с самим собой...
 
ZirnbirnshtainДата: Понедельник, 14.11.2016, 21:35 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 616
Репутация: 0
Статус:
Передняя и задняя подвески


Рулевой механизм передней подвески сделан подвижным, т.е. передние колеса поворачиваются.
Механизм поворота сделан из бумаги (несколько слоев - до 2 мм) и был пропитан суперклеем (цианоакрилом), что придало бумажной конструкции жесткость и твердость.
Однако, впоследствии мне пришлось его переделать, усилив железными штифтами.
Причина проста: в дальнейшем процессе постройки модели, рама с колесами испытывает большие перегрузки при монтаже других блоков, конечно, если монтировать колеса в последнюю очередь, этого бы не потребовалось!
   
Так как появившееся желание увидеть то что получается уже на колесах было сильным, решил поставить раму на колеса.
Смонтировал 6 колес, добавив от себя в конструкцию гаечек и болтиков
   

Двигатель


Нарисованную на двигателе оснастку решил выделить дополнительными "выступающими" деталями (полосками и проволокой)
По имеющимся фото двигателя ЯМЗ-238 доработал двигатель, добавив шлангов, патрубков, заклепок и гаек + добавил муфты патрубков охлаждения.
Все это довольно здорово "оживило" двигатель.
   
Поставив двигатель, занялся его системами: вывода, охлаждения, повесил передний вал.

С выхлопными трубами не все так просто: они длинные и сложной формы. Делал их из старого алюм. электропровода, красил черным и серебрянкой, а затем пытался состарить черной и коричневой пастелями.
   
  




Будь честен с самим собой...
 
ZirnbirnshtainДата: Понедельник, 14.11.2016, 21:35 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 616
Репутация: 0
Статус:
Кабина


Настала очередь моей любимой темы: обустройства кабины.
Применил на практике имитацию приборов колечком проволоки и капелькой прозрачного клея!
Тумблеры и лампочки сделал согласно имеющейся фотографии панели Краза. У оригинала модели в этом плане была некоторая вольность, или панели могли быть разными?
Рельефную резину на полу имитировал, проводя по бумажному полу шилом по линейке через 1 мм. Получившееся покрытие покрасил черным и затонировал серой пастелью.
Набалдашник на рукоятке КПП - капелька клея Момент, скатанная в шарик.
Стекла из пленки, защищающей новый ЖК монитор, она как раз обладает хорошей прозрачностью.
Механизм открытия ветровых стекол сделан подвижным,
но, впоследствии, я понял что с ними поторопился, ветровые стекла нужно было вставлять в последнюю очередь!

Двери и капот у кабины будут подвижными, т.е. открываться/закрываться.
  
В дальнейшей сборке кабины мне повезло - недалеко от работы нашел брошенный Краз 256 -автокран с довольно хорошо сохранившейся кабиной, поэтому не мог удержаться и облазил его в обед с линейкой и фотоаппаратом.

Первое, на что обратил внимание, это то что основа кабины и двери - деревянные! А снаружи деревянная основа просто обшита жестью.

Так, для примера, измерил ширину лувров (это решетка на боковинах капота) ~1см (0,04 см в 1:25), у модели они даны в два раза шире!

Сама кабина является достаточно трудным участком модели, крыша кабины имеет довольно сложную форму. Чтобы после сборки деталей не было видно швов от лепестков конструкции я применяю следующий метод: "шпатлевка, шлифовка, грунтовка, повторить"
В общем то, ничего нового, в любом кузовном ремонте тоже самое :-)
Таким способом сделал крышу, оба крыла:
бумажную собранную лепестковую конструкцию обильно прокрашиваю густой краской, у меня это был акрил Тамия. После высыхания обрабатываю шкуркой, при необходимости, сложные места с щелями, которые недостаточно "заливаются" краской, шпатлюю, затем снова крашу, обрабатываю и так несколько раз до достижения удовлетворительного результата.

При сборке крыльев, обнаружилась первая серьезная проблема в конструкции модели:

Во-первых, по моему мнению они должны быть округлее.
Во-вторых, при тестовой установке на свои штатные места, оказалось ... что их горизонтальная плоскость смотрит вверх! Горизонтальной плоскостью я обозначил некую воображаемую линию, которая проходит по вершине крыла, если смотреть на автомобиль сбоку. Т.е., говоря математическим языком, вершина крыла, как локальный экстремум параболы, находится не посередине конструкции, а ближе к бамперу, что сразу начинает резать глаз.

Так как я собирал все предельно аккуратно, ошибки быть не могло!
Единственный способ исправить ошибку - был "опустить" крылья немного вперед, пропустив их на 3 мм.
Из-за этого пришлось отдирать уже приклеенные на место кожухи фар, потому что фары стали смотреть вниз!
На этом проблемы не кончились!
Из-за того, что я "протянул вперед" крыло, оно стало еле доставать до подножки, хотя по всем материалам и фото должно явно даже выходить за нее снизу! Это те самые 3 мм из-за которых все началось! Пришлось эти 3 мм нарастить!
   
Перед финишной покраской, загрунтовал кабину все той же акриловой Тамией. Грунтовка бумаги имеет еще одну положительную сторону: прошкурив такую поверхность, устраняется ворсистость на торцах!
   
Аналогичным образом, за вечер, был сделан капот, правда пришлось затратить немного сил, чтобы заточить его под кабину.
Механизм открытия сделал по старому, моделяжевскому способу из 70-х: на ниточках, только заменил нитки на ткань.
Как видно по фото, капот крепиться на двух петлях, каждая петля состоит из двух частей, так вот снизу эти части приклеены на ткань. Конструкция позволяет легко открываться закрываться капоту, без ущерба поломки петлей от многократного использования.
Ткань взял у жены, из оторванных бирок от одежды (как-то случайно заметил, что эти бирки часто печатают на тонкой и очень прочной ткани, с тех пор, эта ткань - частый материал на моем столе)
Эмблему на капоте переделал полностью, потому что в журнале она была дана неправильная, причем в двух вариантах: полностью серый и полностью красный. Таких цветов я вообще ни на одном фото не встретил, эмблему или просто красили в цвет машины или, верх молнией в красный, низ - в голубой. Аналогично, с надписью КРАЗ на решетке радиатора.
Поэтому, отсканировав страницу журнала, я подправил эмблему в редакторе, распечатал и склеил свой вариант, см. фото 1.
Сделал правильной толщину дверей, для этого, обратился к замерам Краза-автокрана, про который я писал, и увеличил толщину дверей согласно расчетам, подклеив картон, вставив между ними в верхней части пленку, имитирующей стекло. Стекло в двери Краза не стоит близко к какой либо стороне дверей, внешней или внутренней, оно стоит ровно посередине, поэтому данный способ расположения пленки мне показался очень удобным. Торцы дверей обрабатывать почти не стал - картон, своими слоями очень хорошо имитирует деревянную основу двери, см. фото 2.
Так как капот у моего Краза может быть и в открытом положении, решил заполнить подкапотное пространство по имеющимся фото. Стопроцентно как в настоящем Кразе сделать не удалось, но частично воспроизвести попытался, см. фото 3.
Поворотники и фонари автопоезда на крыше сымитировал при помощи светодиодов. Выбор светодиодов в любом магазине электроники достаточно большой, без труда можно найти светодиод подходящего цвета и диаметра. При обработке, светодиод можно легко резать/колоть ножом. Тут главное - следить чтобы уже готовый поворотник не "выстрелил" из пинцета. Лично мне пришлось второй раз ехать в магазин электроники.
Фары изготовил по своему старому способу из упаковки для каких-то витаминок (можно поискать в аптечке просроченные таблетки)
Так как фар с прозрачными стеклами не бывает, на нем рисую шилом рисунок фары.
Здесь самое сложное - вырезать из упаковки ровный круг для стекла фары.
Вырезав из картона обод для фары и покрасив его в черный цвет, вклеил в него готовое стекло.
По центру фары на ее кожух прикрепил шляпку гвоздика. Его цель - имитировать лампочку. Фары с лампочками смотрятся намного похоже!
После установки, покрыл всю фару полуглянцевым лаком. См. рис. 4
   
В конце сборки решил использовать новую технологию в картоностроении - лазерную резку и сделать рельефный госномер. Уж больно он изначално казался "нарисованным". Специально нашел шрифт, которым номера рисуют, (RoadNumbers называется, кому надо, спрашивайте, пришлю) и под заказ мне ее выполнили!
Кстати, после первой публикации статьи, мне часто задавали вопрос: откуда я взял именно такой номер? Сам придумал? Нет, этот номер с фотографии реального КРАЗ-255Б, я ничего не выдумывал!
Далее, я озадачился проблемой кузова и пошел штудировать архивы ДиШ-форума на предмет создания самодельного тента. Как оказалось, моделисты из пластмассы, в этом вопросе не стесняются и делают его из бумаги! Бумагу рекомендовалось брать: туалетную, оберточную, из бумажных полотенец и ...обувную. Да, есть такая бумага, тонкая, похожая на кальку, но неворсистая и хорошо подходящая под иммитацию тента. Эту бумагу, скомкав, кладут в обувь. Поискав по коробкам из под обуви, сразу же нашел 2 бумажных комка, выгладив которые, и склеив по выкройкам из журнала тента, получил то, что видно на фото:
   
Свежепокрашенные фонари блестели и выделялись, что не понравилось. Пшикнув пару раз аэрографом черной краской - слегка подтонировал результат:

Неожиданно оказалось, что после изготовления тента, КРАЗ оказался в принципе готов. Оставшая маленькая горка невырезанных деталей состояла из огнетушителя, задних стопарей и канистр.

На стоп-сигналах решил остановится поподробнее.
Ренова предлагает какие-то фантастические фонари, явно скрученные у дальнобойщика с IVECO. Пройдясь по своему фотоархиву кразов , я понял что стопари у советско-российской военной техники унифицированы и бывают только двух типов: "камазовские" и "уазовские".

Так как у меня КРАЗ российской армии (номера то у него новые), то вполне логично предположить, что после капиталки на Краз были установлены "уазовские" задние фонари, к тому же каталог говорит тоже: фонарь задний ФП-133
http://acat.autodealer.ru/index.php?tree=69_7702

Фонарь освещения номера и заднего хода решил не делать.
Ни на одной фотографии реальных кразов я их не нашел.
Хотя на на выставочных образцах они присутствовали!
Вот, в принципе и все!
Сама сборка длилась больше года (с небольшими перерывами и неторопливой работой) и я скажу что это было время, не потраченное впустую! За время постройки я освоил ряд незнакомых мне до этого технологий и открыл для себя новые инструменты!
Работа над моделью была средней степени трудности, но, требующая кропотливого внимания, аккуратности и повышенной усидчивости.
Хочу выразить глубокое уважение автору модели: Marcin Kudelski, а так же всем своим знакомым и друзьям, которые помогали мне во время сборки! Где-то советами, а где-то материалами и ценными фото!
   
   
   

Литература

1. Армейские автомобили N4 - ЯАЗ-КрАЗ-214, 255, 260
2. Колеватов А. Армейский полноприводный автомобиль КрАЗ-260 // М-Хобби. - 2004. - №10. - С. 28-36.

Internet

1. Электронный каталог запчастей http://www.autocat.ru/catalog/?model=114
2. История отечественного автомобилестроения, Форум КРАЗ http://www.rcforum.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=3693
3. ЗАМЕТКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЯ http://vif2ne.ru/smf/forum/0/gallery/Bator392/000003E8CFA31215/get
4. http://tanxheaven.com/ludob/kraz255b/kraz255Blb.htm
5. http://tanxheaven.com/krzo/KRAZ-255W-w-winch/KRAZ-255W-w-winch.htm
6. http://www.renova-model.com.pl/
7. http://rusarms.vif2.ru/auto/kraz/kraz-255/




Будь честен с самим собой...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: